Оптимальное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни.
В то же время широкомасштабные эпидемиологические исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков, проведенные в последние годы специалистами ФГБНУ «НИИ питания» и других медицинских учреждений страны, указывают на существенные недостатки в питания детей разного возраста. Серьезной проблемой является питание детей в домашних условиях.
Согласно имеющимся данным мониторинга, питание детей дома отличается наличием выраженных дисбалансов, состоящих в избыточном потреблении животного жира, сахара (как добавленного, так и поступающего в составе потребляемых кондитерских изделий), газированных напитков, нежелательных для детского возраста пищевых добавок при одновременном недостаточном потреблении ряда критически важных для развития организма ребенка нутриентов: витаминов C, группы B, макро- и микроэлементов, кальция, йода, железа, цинка, пищевых волокон, ПНЖК ряда омега-3.
У детей дошкольного и школьного возраста отмечается высокая частота болезней обмена веществ (в первую очередь ожирения), анемий, заболеваний желудочно-кишечного тракта, распространенность которых значительно увеличилась за последние годы.
В среднем по всем половозрастным группам детей распространенность избыточной массы тела и ожирения составили 19,9 и 5,6% соответственно.
Общими принципами здорового питания детей, которые могут обеспечить наиболее эффективную роль алиментарного фактора в поддержании их здоровья являются следующие:
- адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;
- сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
- максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;
- оптимальный режим питания;
- адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
- учет индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
- обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
В соответствии с этими принципами рацион питания обучающихся в школе включает все основные группы продуктов, а именно мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приведет к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Организация питания детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Соблюдение требований, содержащихся в указанном документе, обеспечивает санитарно-микробиологическую и санитарно-химическую безопасность питания детей в организованных коллективах и пищевую ценность рациона, достаточную для нормального развития организма ребенка школьного возраста.
Продукты, используемые в питании детей качественны, безопасны и соответствуют требованиям действующего законодательства. Питание по способу приготовления так и по своему химическому составу является щадящим. То есть, исключены жареные блюда и ограничены пищевые добавки, соль, специй и др.
Режим питания, установленный приказом директора школы обеспечивает соблюдение интервала между приемами пищи обучающихся, который должен составлять не более 4 - 5 часов.
В целях устранения алиментарных дисбалансов, вызванных неправильным питанием детей в домашних условиях санитарными нормами утвержден среднесуточный рацион, который состоит из завтрака и обеда и обеспечивает 20 - 25 и 30 - 35% суточной потребности в энергии соответственно. По содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме обеспечивает 55 - 60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
Рацион питания в школе дифференцирован по своей энергетической ценности, в зависимости от возраста детей (для 7 - 11 лет и 11 - 18 лет).
С целью снижения риска развития избыточной массы тела, ожирения, сахарного диабета II типа, кариеса, гипертонической болезни уменьшено содержание сахара, кондитерских изделий, соли.
В школе предусмотрено обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды. Питьевой режим в школе организован путем использования стационарных питьевых фонтанчиков.
Ежегодно под контролем медицинского работника с целью профилактики витаминной и микроэлементной недостаточности проводится витаминизация третьих блюд и использование хлеба с ламинариями.
Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций питания детей соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания.
До входа в обеденный зал столовой установлены умывальники.
Оборудование, инвентарь, посуда, тара, являющиеся предметами производственного окружения, соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и выполнены из материалов, допущенных для контакта с пищевыми продуктами в установленном порядке.
Все установленное в производственных помещениях технологическое и холодильное оборудование находится в исправном состоянии.
Обеденный зал оборудован столовой мебелью (столами, стульями,) с покрытием, позволяющим проводить их обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Столовые обеспечена достаточным количеством столовой посуды и приборами, из расчета не менее двух комплектов на одно посадочное место.
При организации питания используют фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду (тарелки, блюдца, чашки, бокалы), отвечающую требованиям безопасности для материалов, контактирующих с пищевыми продуктами. Столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд изготовлены из нержавеющей стали или аналогичных по гигиеническим свойствам материалам.
Производственные помещения столовой и пищеблока содержатся в порядке и чистоте.
Уборка обеденного зала проводится после каждого приема пищи. Обеденные столы моют горячей водой с добавлением моющих средств, используя специально выделенную ветошь и промаркированную тару для чистой и использованной ветоши.
Для обеспечения обучающихся здоровым питанием, составными частями которого являются оптимальная количественная и качественная структура питания, гарантированная безопасность, физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, физиологически обоснованный режим питания, разработан рацион питания.
На основании сформированного рациона питания разработано меню, включающее распределение перечня блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи.